Каргопольские тетеры. Как испечь печенье — тетёрки Архангельские тетерки

Питерская погода сегодня в сомнении — то ли первый снег, то ли последний дождь. Погоняв мяч под снежком и основательно вымокнув, мы решили добавить в первый снежный пасмурный день немного солнца и поэкпериментировать с рецептами каргопольских тетерок .

Каргопольские тетеры — что за птицы?

Тетерки или витушки — это обрядовое печенье, свитое из жгутиков ржаного теста, родом из Каргополя и поселений вдоль берегов реки Мезени. Все-таки удивительно, сколько традиций и обрядов пришло с русского севера! Выпекалось оно обычно строго 22 марта, день весеннего равноденствия, с которым совпадает церковный праздник День Сорока Мучеников. Тетерки чаще всего были круглые, символизируя нарождающееся солнце, содержали древнерусские символы и образы пробуждающейся природы. Также их принято было дарить молодоженам, но подробней я расскажу об этом ближе к весне, а сегодня мы просто пробовали три разных рецепта, чтобы полепить из теста и понять на будущее, что вкуснее. Поняли, рассказываем 🙂

Тесто из ржаной муки, ржано-пшеничной и пшеничной

Классический рецепт каргопольских тетерок включает:

  • ржаную муку
  • щепотку соли
  • немного льняного масла

Все берется на глазок — тесто должно быть крутым и чуть солоноватым. В него можно добавить льняное семя или кунжут. Однако из ржаной муки готовили, в основном, по причине отсутствия пшеничной — тетерки из ржаной муки получаются довольно жесткими. Из них здорово лепить, немножко грызть, вдыхать аромат свежеиспеченного ржаного хлеба — все это делает ржаные тетерки отличным материалом для детского творчества. Это больше обрядово значимый вариант — изделия крепки, ажурны, могут служить украшением дома и весеннего праздника. Наесться же такими печеньками вряд ли получится, хотя говорят, раньше они хорошо шли под приятную беседу вместо семечек — сухариков. Наверное так, но не на голодный желудок и не много 🙂 И, кстати, льняное масло, если его не две-три капли добавлено, все-таки чувствуется. Детям лучше добавлять какое-нибудь другое, с менее специфическим вкусом.

Рецепт с ржаной и пшеничной мукой:

  • все то же самое, только ржаная и пшеничная мука в одинаковых пропорциях
  • щепотка соли
  • масло подсолнечное

Это уже более съедобно и все еще неплохо лепится. Хотя жгутик теста уже норовит «стянуться» обратно.

Современные каргопольские мастера все реже стряпают печенье по традиционному рецепту — все-таки такую красоту и на зуб хочется попробовать. Теперь тесто готовят из пшеничной муки, добавляя муку, сахар и яйца.

Рецепт жительницы д. Нижнее Устье Шабановой В.В.:

  • 3 стакана пшеничной муки
  • 3/4 стакана холодной воды
  • 2 ст.ложки сахара
  • 1/2 ч.ложки соли
  • 2 яйца

Выпекать в духовке при температуре 200 градусов 10-12 минут. У меня по факту получилось минут на 5-7 дольше. И то ли сахар у меня не сладкий, то ли ложка не глубокая, но я бы еще чуть сахара добавила, хотя я сладкий хлеб не очень люблю, но что-то ни то, ни се получилось. В общем, это были единственные витушки, которые мы съели 🙂 Остальные только попробовали, и, привыкшие к более изысканной пище животики тут же сказали «нет».

«Скать», то есть вить, жгутики из такого, чисто пшеничного теста — это что-то уже малодоступное детям. Тесто резиновое — тонкий жгутик тут же стягивается, возвращая себе прежнюю форму. Сам процесс вития тетерочных жгутов очень похож на прядение, так что пришлось мне и веретено себе придумать из стакана и наматывать жгутик на него, чтобы он не стягивался обратно.

Ребенок к этому моменту уже потихоньку улизнул из кухни, оставив увлеченную маму играться дальше 🙂 Зато мои труды закончились выпечкой самых съедобных тетерок.

Резюме:

  • с льняным маслом нам совсем не пошло, хотя отдельно мы его едим
  • из ржаной муки легче лепить, чем есть, поэтому для праздника и поделок — рецепт №1
  • если хочется и то и другое — рецепт №2 с двумя видами муки
  • если хочется поесть и угостить — рецепт №3

Процесс лепки

Небольшой кусочек теста скатываем ладонями в форму морковки. Затем с тонкого конца начинаем вить («скать») тонкий жгутик, катая пальцами по столу и стараясь не порвать при этом не порвать «нить».

Готовый жгутик ржаного теста можно, не глядя, отодвигать в сторону, а вот пшеничного — следить, чтобы готовая «нить» не соприкасалась частями — слипнется.

Катать надо достаточно энергично, несмотря на медитативность процесса, — тесто быстро сохнет. По этой же причине ту часть теста, которая не используется в данный момент, следует обернуть пищевой пленкой или полотенцем.

Тетерки в старину делали не маленькими — с большую тарелку, поэтому можно свить часть жгута, сделать половину витушки, потом продолжить до конца. Части внутри изделия должны соприкасаться, иначе печенюшка развалится.

Традиционные узоры каргопольских тетерок:

В одних районах тесто на тетерки делали с вечера, а утром пекли. В других — свивали тетерки и выкидывали их на мороз на некоторое время, а пекли уже после этого. Охлажденные они гораздо лучше держат форму, легче перекладываются. Кстати, выкладывать узоры лучше сразу на бумаге, а еще лучше — бумаге для выпечки, потому что снять со стола мягкое витое тесто вряд ли получится без нарушения конструкции. Вот так на бумаге, положив ее на противень или разделочную доску, кладем тетерки в сугроб в морозилку до застывания (лучше на несколько часов). Затем изделия запекаем и по готовности смазываем сверху слегка растительным маслом.

Домашнее солнышко готово! 🙂

Каргопольское весенне-обрядовое витое печенье «тетёры» («тетёрки»), «вьюхи» или «кокурки».

Каргопольские тетерки можно сравнить в другими традиционными формами обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших «птичьи» названия: «жаворонки», «воробышки», «снегирьки», «кулики», «сороки», «петушки».
Ещё в XIX веке в разных губерниях России с помощью такого печенья «закликали весну» Ученые отмечают, что этот ритуал сближается с Масленицей и также направлен на приход весны и обеспечение плодородия в новом году.

Подобное событие отмечалось на Каргопольской земле во время весеннего равнодействия, 9(22) марта. Согласно церковному календарю, это день Сорока Мучеников Севастийских (или по-местному, день «сорокасвятых», «сороки»).

На праздник солнечного равноденствия (22 марта), хозяйки стряпали из теста «жаворонков» и «тетерков» в виде круга, состоящего из трех «околов»-обводов, завитых «по солнышку». В его середине часто выкладывают крест — «солнышко-высоколнышко», в окружении «кудерочков». По словам стряпух, «и у настоящего солнца тоже есть кудерочки». Такое лучистое солнце встречается в орнаменте прялок, и на местных тканях.

Тетёрок готовят из теста, скатанного в жгуты, как говорят в Каргополье, «сканого» (скать, сукать — сучить, крутить, свивать), и выкладывают – «завивают» — в черте круга в виде волн или петель, спиралей, решёток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных.

В наши дни северяне пекут тетёрки, как правило, из белой муки, сдобные. Прежде делали тетерки на воде, из ржаной муки: «Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут». Такое тесто скется легко и тонко. В тесто порой добавляют конопляные или льняные семечки, тогда вьюхи будут потолще, а в готовом печенье семечки хрустят. В ржаные вьюхи также можно добавить растолчённую варёную картошку.

Уложенное на дощечки витое печенье выносят на холод и держат там до следующего утра. Подмёрзшее, его удобнее садить в печь – узор уже не нарушишь.

Когда истопит хозяйка печку, и прогорят дрова, заметет она душистым веником из еловых веток «под» печи, «приопустит» немного жар, чтобы не горели тетерки, а лишь подсыхали да румянились, и начнет перекладывать их с дощечки на лопату. А с нее прямо на горячий под.

Хорошо пропеченные тетерки смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут поглядеть узоры» и соседи.

Ржаные тетерки можно было хранить до году.

Форма тетерок менялась в зависимости от умения, фантазии и настроения мастерицы. Видов тетерок множество: «Узорчатки», «В колечушки», «Узорики», «Цветик», «Кренделечки», «Лебедь», «Часики», «Кудерочки», «Ветвь», «Вьюхи», «Восьмеры», «Лесенка», «Шестеренка», «Коники», «Карета».

Со временем магический смысл обряда, связанного со встречей весны был утрачен, но обычай принимал новые формы: печенье заняло место в семейных (свадебных) обрядах или превращалось просто в угощение или забаву для детей.


В наши дни традиция печь тетерки к определенному дню сохранилась в деревнях Ошевенска, в селах Усачево, Волосово, Троица. Делают их в селах Архангело и Ольховец.

Помимо календаря, тетёрки также включены в родовую обрядность. В Ошевенске до сих пор поддерживается обычай: в первый, на году после свадьбы, день «сорокасвятых» мать невесты и родственники невесты, присутствовавшие на свадьбе, идут к зятю с тетерками. Несли тетерки в особой корзине, которую держали для этого случая. Среди этих тетёр есть особые «именные» для зятя — в них-то и кладут льняное семя. Но есть исключение: если мужчина шел в «приемыши», то тетерки приносили с обеих сторон. Несли тетерки в особой корзине, которую держали для этого случая. А в дополнение к тетеркам – обязательно рыбник, двинянку (житник, испеченный на сочне), наливки (житники, политые сметаной), калитки, тонкие пирожки, «пирожки трояки: из ржаной муки картофельные и гороховые, а из белой с песочком. А на Волосове еще и кисель возили. Далее каждый год годовщина свадьбы празднуется тёщиными тетёрками и гостьбой (хоть уже с меньшим размахом).

Все мы знаем, что на Сороки, - Заклички Весны - в каждом доме пекутся-выпекаются различные птички:-веснянки, жаворонки,кулики,сороки. О них мы поговорим позже, а эта статья посвящена особому печиву: - Каргопольским Тетеркам.

Тетёры (также виту́шки, тетёрки) — обрядовое пряничное изделие витой формы, распространенное в окрестностях городов Каргополь и Мезень, а также в сёлах по берегам реки Мезень.(Архангельская обл.)

Это севернорусский аналог наших «куликов-жаворонков».
Печенье начинали выпекать в специально отведённые дни,- на Сороки.
(Христиане праздновали "Сорок мучеников" -22 марта- как раз на нашу Комоедицу, а Масляница у них- в 20-х числах февраля, когда, собственно, о Весне думать еще рановато. Этот "сбой" на две недели произошел из-за великого поста,а так же для того, чтобы "оторвать" народ от привязки праздника к весеннему равноденствию. мы же можем печь тетерки от самых Закличек-и до самой Комоедицы).

Выпекались тетёры с обрядовой целью: близкие к солярным знакам и древнерусским орнаментам, тетеры являли собой символ Солнца, Весны, тепла.Таким образом происходило «закликание» перелётных птиц, которые по местным представлениям несли с собой весну и тепло.Тетерки подносили пробуждающимся стихиям, в виде требы или подношения, поднимая повыше к Солнышку, смотря напросвет.

Тетёры выпекают из ржаного теста, раскатанного в виде тонких колбасок-жгутиков, из которых после «свивают» фигурки зверей или геометрические фигуры, близкие к солярным знакам.Круг состоит из трех "околов"-обводов, завитых "по солнышку".В его середине часто выкладывают крест - "солнышко-высоколнышко", в окружении "кудерочков".Из ржаной муки тетёрки выходили чёрными. Для того, чтобы печенье получилось красивым, в житную муку добавляли растолчённую варёную картошку. Заготовки выносили на мороз.
Раскатывали тесто и вили тетерок иногда целый месяц.

Каждую сделать - это как картину нарисовать.
Готовили всей роднёй, по сто-двести "тетёрок", и завивали их разными узорами.
Хорошо пропеченное печенье смазывали льняным маслом и выкладывали на стол.
Такие тетерки могли храниться целый год. До сих пор пекут в деревнях тетерки. Правда, теперь они, как правило, из белой муки делаются (иногда еще сметану и яйцо добавляют).
Тетёрками в этот день ритуально чествуют молодожёнов, использовали их и в свадебных обрядах.

Например, в первый после свадьбы день мать невесты и ее родственники, присутствовавшие на свадьбе, шли к зятю с тетерками. На свадьбу пекли даже замысловатые именные тетеры. Мастерицы приговаривали: «Тетерка - солнце в доме».

Еще тетерками угощали детей, одаривали близких, давали домашней скотине.
Со временем магический смысл обряда, связанного со встречей весны был утрачен, но обычай принимал новые формы: печенье заняло место в семейных (свадебных) обрядах или превращалось просто в угощение или забаву для детей.Но рисунки печенья остались такими же сложными.

Современные "тетёрки" делают из муки высшего сорта, добавляют соль, сметану, иногда - яйцо. Добавляют и масло, и молоко, и "сгущёнку" и простоквашу, и сахар. В общем, современные рецептуры на любой вкус.
Несколько рецептов теста для тетерок:

1 стакан ржаной муки,
2 столовые ложки растительного масла,
2 столовые ложки мёда.
Воду добавляйте очень осторожно - по столовой ложке, пока тесто не станет очень крутым.
Наминать тесто надо не менее 15 минут. Если при раскатке тесто рвётся, смочите руки водой и снова наминайте. Добейтесь, чтобы тесто раскатывалось как пластилин.

ИЛИ:
4-6 чашек ржаной муки(количество муки будет зависеть от других продуктов, например, от того, используете ли вы мед);
1 чашка воды;
1 чашка меда(я использовала жидкий мед);
1/2 ч.ложки соли;
1 чашка вареной картошки (по желанию);
семечки подсолнуха, льна, кунжута(по желанию);
растительное масло для смазывания готовых тетерок(по желанию);

СОВЕТ! Если после выпечки "Тетёрка" сломалась или отделилась какая-нибудь часть фигуры, смочите место со единения сырым яичным белком и дайте высохнуть.

Татьяна Кирюшатова

Тетерки – это обрядовое печенье , которое, по традиции, выпекают в день весеннего равноденствия из ржаной муки. Тетерки -это символ солнца и долгожданного тепла. Тетерками угощали гостей, а также ходили в гости к молодоженам. Семья невесты несла тетерок семье жениха в специальной корзине. В некоторых регионах эта традиция жива до сих пор. Дети, которых угощали тетерками, всегда смотрели сквозь них на весеннее солнышко, радовались теплу и свету.

Особую популярность обрели на Руси Каргопольские тетерки.

Каргопольские тетёрки можно сравнить в другими традиционными формами обрядовых печений , бытовавших в разных регионах России и также имевших «птичьи» названия : «жаворонки» , «воробышки» , «снегирьки» , «кулики» , «сороки» , «петушки» .

Ещё в ХIХ веке с помощью такого печенья закликали весну :

Весна-красна,

приди ясна!

Нам зима надоела,

весь наш хлеб поела.

Вот и я, решила приготовить это старинное обрядовое печенье .

Из муки, воды, соли и сахара (все на глаз) замесила крутое тесто!

Начала катать жгутики и скручивать тетёрки .


Процесс, скажу вам, увлекательный.


Отправляю тетерки в духовку.


Вот, полюбуйтесь на то, что у меня получилось.

Возьму тетерки в детский сад, покажу своим ребятам, вместе с ними попробуем слепить тетерки из пластилина или соленого теста.

Публикации по теме:

Для того, чтобы поздравить наших мам мы решили приготовить печенье своими руками. Купили продукты и стали замешивать тесто. Нам понадобились.

Мамочки родные! Примите поздравление. От ваших карапузиков Такое вот творение. Надеемся, получим мы Ваше одобрение За вкусное и сладкое.

Конспект НОД «Испечем печенье домовенку Кузе» Образовательные цели: -познакомить детей с новыми видами теста: сдобным, песочным; -формировать умение детей раскатывать тесто с помощью.

Кулинарный мастер-класс «Песочное печенье». Воспитатель: Ситникова Наталья Сергеевна. Дети старшей разновозрастной группы 4-7 лет. Мы решили.

Мастер-класс для педагогов «Подвижные игры в период адаптации в раннем возрасте» Мастер - класс для педагогов "Подвижные игры в период адаптации в раннем возрасте" МБ ДОУ Детский сад №18 Рязанская область город Касимов.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу рассказать вам, как мы с ребятами заботимся о зимующих птицах. Ещё осенью мы провели.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.