Почему мёд считается пищей богов?
Пчела олицетворяет Закон Вселенской Гармонии, истины и правосудия, а так же созидающую силу природы.



Banyan-bloger
Мёд обладает целебными и уникальными свойствами за это его всегда любили и ценили на Руси. Издревле этот сладкий и поистине божественный дар природы занимал почётное место на столе славянина, а медовые ковриги, пряники, пироги, квас, питный мёд, медовуха, блинчики с мёдом – являлись украшением богатого застолья, которыми угощали почётных гостей. Мёд был главным продуктом в древней Руси. Ему приписывались сакральные и магические свойства. Мёд использовался для подношения славянским Богам. Мёд был обязательным продуктом на любом празднестве, свадьбе, пиру или поминках. Именно от медовых даров на свадьбу молодожёнам, которым предписывалось целый месяц после свадьбы питаться мёдом, возникло название этого периода — «медовый месяц».
Издревле славяне любили и уважали пчелу за её трудолюбие и считали, что она из Божьего мира. В давние века стоимость дикого русского мёда приравнивалась к золоту, и славяне выменивали на него всевозможные товары. Да, славяне водили именно диких пчёл и добывали от них мёд, потому что всё, что даёт сама мать-Природа поистине безценно.
О том, что славяне с давних пор водили диких пчёл есть историческое упоминание в работах греческого учёного Геродота, который жил 2500 лет назад. В этих записях говорится, что северные белые народы, проживавшие на территории современной России, повсеместно торговали мёдом и воском.
Далее упоминание о мёде у славян относится к V веку.
«В 448 году византийский император отправил своего посланника Приска Панийского к правителю гуннов Аттиле для участия в посольстве. Тот вёл подробное описание образа жизни осёдлого славяно-арийского народа. Он описывал их нравы, внешность, законы, жилища, продукты питания и называл этих людей туземцами и варварами. Он писал, что из деревень им привозили провиант в виде просо, мёда и кваса, причём мёд предназначался только знатным иностранцам, а ячменный квас слугам.(из собраний работ В.В. Латышева, 1900г. про то как латиняне и греки описывали Скифию и Кавказ). «
Вот эти несколько слов, произнесённые тогдашними жителями и представленными нам в записях латинского посла, ясно указывают нам путь Приска Панийского, проезжавшего через земли славян. А гунны это скифские воины, сопровождавшие различных иностранных послов и путешественников по славянским землям, которых эти иностранцы ошибочно принимали за кочевников. Этот отрывок свидетельствует о том, что и в средние века у славян был мёд, но ещё и то, что они готовили из него всевозможные напитки. Если мёд подавали только знатным иностранцам, то тогда в середине V века славяне ставили мёд на ступень выше, чем квас. В то время мёд ещё в большинстве стран воспринимался редкой заморской диковинкой, что и определяло не только его ценность, но и высокую цену. А славяне уже умело добывали мёд, питались им, готовили из него различные напитки и блюда, а так же меняли его на различные товары.
В сохранившихся документах Х века тоже есть упоминание о русском мёде и воске. В частности, в нём шла речь о поставке мёда в Византию. Торговый договор датировался 911 годом. Этот договор заключили князь киевский Олег и византийский император. В те времена мёд и воск по-прежнему имели высокую ценность и были национальной валютой древней Руси. Дикий русский мёд полностью удовлетворял потребности собственного населения и являлся основным продуктом обмена и торговли. Для примера: ежегодно Русь поставляла мёда на 5 тонн золота в разные страны и Византию.
В X веке пчеловодство на Руси по-прежнему являлось важнейшей деятельностью для населения. Повсюду было обилие бортевых пасек и диких пчёл, что во много раз повышало урожайность всех цветущих растений. Славяне умело пользовались природными дарами, не нарушая природного равновесия, поэтому им удавалось собирать не только много дикого мёда, но ещё множество дикорастущих съедобных трав и корешков, лесных орехов, грибов, ягод. Благодаря этому они были независимыми и так же, как дикие пчёлы могли выживать в любой неблагоприятной обстановке. Эти знания были сакральными, тщательно оберегались и хранились.
Иноземный летописец и путешественник Мартин Галл в своей Хронике о славянских землях XI-XII в.в. пишет о том, что он видел невообразимое количество пчёл у славян, а так же множество бортей в лесах, степях и был поражён многообразием мёда и воска на этой земле.
Пчеловодство на Руси в период средневековья было самобытным и самодостаточным. Где бы не поселились славяне, в полях, лесах, степях, на берегах рек они везде водили диких пчёл на бортях. Борть — это дупло дерева, отсюда и название славянского пчеловодства – бортничество. Наблюдая за дикими пчёлами славяне заметили, что они выбирали для себя жильё в дуплах деревьев, поэтому стали дополнительно использовать самодельные выдолбленные дупла или небольшие подвесные улья для размножения и заселения диких пчёл. Пчёл в таких местах разводилось очень много. В лесу попадались дупла до 20-ти пудов чудесного сотового мёда (1 пуд равен 16 кг). Вот этот русский бортевой мёд от диких пчёл и был на вес золота и считался самым полезным и лечебным во всём мире. Его не откачивали, а толкли прямо в бортях. Он содержал 600 микро и макро элементов необходимых человеку для нормального функционирования организма (сейчас человек получает максимум 400). Сегодня современные продавцы тоже предлагают к продаже бортевой мёд, уверяя покупателей, что он был добыт из бортей. Может и так. Но разве можно назвать мёд бортевым на основании того, что его достали из бортей? Разумеется, нет. По такой логике мы должны обычный мёд называть ульевым, раз взяли его из ульев, но мы же его так не называем. Настоящий бортевой мёд – это в первую очередь мёд от диких пчёл и толчёный особым способом, а не мёд из бортей, сделанный окультуренными пчёлами и откаченный на медогонке.
Все эти огромные территории, где содержали пчёл назывались бортным ухожеем. До наших дней дошли писцовые документы, в которых были указаны границы бортных ухожеев. С них собирали очень много воска и мёда.



Но в XVII столетии всё поменялось. Вместо бортных ухожеев стали появляться пасеки и к началу XVII века на русских пасеках содержалось примерно 49 миллионов пчелиных семей. Каждое из них стало приносить на круг по пуду мёда. Это было втрое больше, чем с борти. Такие огромные пасеки более 950 ульев содержали только в княжеских и царских поместьях.
В том же ХVII веке активно начался массовый завоз окультуренных пчёл из-за границы на территорию России, откачка мёда стала производиться через центрифуги, закладывались основы так называемого культурного пчеловодства, отчего лечебные свойства мёда значительно снизились. Окультуренное пчеловодство в ХVII веке в России возникло лишь благодаря невероятно огромному спросу на русский мёд в мире. Это обстоятельство объясняется появлением множеством крупных пасек и у состоятельного сословия. Эти состоятельные люди по примеру царей и князей того времени массово завозили окультуренных пчёл из-за границы, чем в последствии, нанесли весьма ощутимый ущерб экосистеме Руси. Дикие пчёлы – это самодостаточное общество способное выживать в различных природных условиях без помощи человека. Славяне знали об этом и лишь подстраивались под это обстоятельство, разводя пчёл в естественных условиях их обитания и добывая от них мёд, не нарушая природного равновесия. А в условиях окультуренного пчеловодства шанс на выживание даётся всем, не происходит естественного отбора, поэтому со временем пчёлы начинают болеть и вырождаться.
Для сравнения: бортническое пчеловодство с использованием диких северных пчёл давало мёд наивысшего качества с диастазным числом 37-50 единиц. Высокое диастазное число — это показатель хорошего качества мёда. Такой мёд могут давать только северные дикие пчёлы, которых за последние 300 лет истребили путём скрещивания с другими «культурными» пчёлами, завозимыми на территорию России из разных стран, а так же массовым опылением лесов и полей ядохимикатами в советское время знаменитых медовых краёв Башкирии, Татарстана, Алтая и т.д. Поэтому в современное время уже не существует этих знаменитых медов с таким высоким показателем диастазного числа из этих мест, а в некоторых случаях эти меда могут оказаться небезопасными для здоровья, т.к. разложение ядохимикатов длится сотню, а то и более лет. Остался только брэнд. Дело в том, что дикая северная пчела была приспособлена к длительной и холодной зиме, поэтому очень тщательно готовила мёд на зиму. Она прогоняла его через своё брюшко много раз, отчего мёд становился более концентрированным, с минимальным количеством влаги и его диастазное число повышалось. Северная пчела могла спокойно зимовать в суровых условиях русской зимы по 9 месяцев в году без вмешательства человека. Выживали только самые сильные и жизнеспособные особи с сильным иммунитетом, а вот южные и окультуренные пчёлы к суровому климату русской зимы не приспособлены, поэтому для них требовались укрытия на зиму — омшаники. Южная пчела нацелена на короткую зиму и их генетика не предусматривает многократное подсушивание мёда в сотах, т.к. в условиях тёплого климата ей этого не требовалось. Отсюда более низкие показатели диастазного числа мёда.
С появлением культурного пчеловодства и выведением окультуренных пчёл в России многократно удалось увеличить количество товарного мёда, но от этого пострадали лечебные свойства мёда. И теперь уже в нашей современной России считается хорошим мёдом мёд с показателями 5-15 единиц диастазного числа. Хотя в Европе требования к показателю диастазного числа мёда выше и составляют 17 единиц.
Если сравнить старинное русское бортническое пчеловодство с новым окультуренным, возникшим в ХVII веке, то результат, как говориться, на лицо. В погоне за прибылью всегда страдает качество. Такое произошло и с русским диким мёдом.
Так же качество хорошего мёда мало зависит от его цвета и сорта – это дело вкуса, но чем выше диастазное число мёда, тем выше качество мёда вообще. Высокое диастазное число мёда по составу приближает его к дикому бортевому эталонному русскому мёду. Даже мёд напрямую с пасеки от пчеловодов не гарантирует высокое качество мёда, особенно от кочевых пасек, т.к. кочевые пасеки используют своих пчёл для опыления сельскохозяйственных полей, которые, как известно, обрабатываются химикатами. Качество мёда (высокое диастазное число) зависит от многих факторов: от погоды, от породы пчёл, от здоровья пчёл, от того чем кормят и лечат пчёл, от экологии, от умелого пчеловода и т.д.
В старину мёд считался поистине целебным из него готовили лекарства и он даже продавался как лекарство. Существовало множество специальных лечебных книг по лечению мёдом, в одной из которых говорится о мёде то, что мёд является соком небесной росы, который пчёлы собирают с цветов в благоприятное время, поэтому он помогает от множества болезней.
Вот таким было русское пчеловодство и настоящий толчёный русский мёд сакральный и магический, ценимый не только в своём Отечестве, но и во всём мире.
В заключении хотелось бы отметить, что в России ещё остались настоящие энтузиасты и ценители русского мёда, поэтому во многих местах они стараются возрождать настоящее пчеловодство, которое позволяет как можно меньше вмешиваться в естественную жизнь пчелиных семей, а так же не использовать в своём хозяйстве всевозможные препараты, содержащие антибиотики и прочие химикаты, которые наносят вред пчёлам и продуктам пчеловодства. Такие люди, проявляя искреннюю заботу о пчёлах, получают по-настоящему качественный мёд с диастазным числом более 17 единиц. Есть хозяйства, которым удаётся получать мёд с показателями диастазного числа более 25-ти единиц. В условиях не простой экологической обстановки и в отсутствии сведений о старинном бортническом пчеловодстве это очень даже хороший показатель.
Но будем надеяться, что когда-нибудь наше исконно-русское бортническое пчеловодство с разведением диких пчёл возродиться и мы снова будем вкушать наш сакральный и лечебный толчёный дикий русский мёд!
Из данной статьи вы узнали о развитии пчеловодства на Руси и о настоящем мёде. Если вы хотите купить свежие и качественные продукты пчеловодства, то перейдите на страницу интернет-магазина Banyan-market — у нас вы найдёте много полезного и вкусного для себя и своей семьи.